Готовятся изменения в законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества

Готовятся изменения в законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Анотация Анализируя положения законодательства и правоприменения в сфере стратегических инвестиций, автор раскрывает возникающие проблемы правового регулирования иностранного инвестирования в стратегические отрасли экономики. Ключевые слова Иностранные инвестиции, стратегические инвестиции, хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, ограничение инвестирования, недостатки регулирования. Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики: Степанченко , доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА Привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации уже на протяжении ряда лет является одной из приоритетных задач для действующего правительства. Безусловно, должен существовать разумный баланс публично-правовых и частно-правовых интересов. Конституция Российской Федерации в статье 55 предусматривает введение ограничений только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и государственной безопасности. Как справедливо отмечают Бабкин С. Тем не менее, такие ограничения свободы предпринимательской деятельности не должны быть чрезмерными, а должны отвечать правовому принципу соразмерности, справедливости, быть адекватными, пропорциональными и необходимыми, не носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права3.

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ"Об иностранных инвестициях в РФ"

Настоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан. Цель и задачи Закона Настоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан. Основными задачами настоящего Закона являются: Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.

Иностранными инвестициями признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также реинвестиции, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством.

Специальные нормы, связанные с участием иностранных инвесторов, содержатся в Для иностранного инвестирования в общества, осуществляющие органа - Правительственной комиссии по контролю за осуществлением.

Освобождает ли представление указанными лицами информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах от необходимости предварительного согласования сделок по установлению контроля в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение? Обращаем внимание, что раскрытие информации не освобождает от необходимости предварительного согласования сделок и или иных действий иностранных инвесторов в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение.

Для определения факта наличия контроля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо контроля гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации, над организацией, являющейся приобретателем по указанным сделкам, применяются по аналогии положения пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Является ли юридическое лицо, которое находится под контролем иностранной компании, которая в свою очередь находится под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или под контролем гражданина Российской Федерации, не имеющего иного гражданства, иностранным инвестором? Таким образом, юридическое лицо, которое находится под контролем иностранной компании, которая в свою очередь находится под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или под контролем гражданина Российской Федерации, являющегося в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым резидентом Российской Федерации и не имеющего иное гражданство, является иностранным инвестором.

Как определяется факт наличия контроля иностранного государства, международной организации над иными организациями, в том числе созданными на территории Российской Федерации? Положения указанной статьи также применяются для определения факта наличия контроля иностранного государства, международной организации над иными организациями, в том числе созданными на территории Российской Федерации, за исключением положений, определяющих признаки нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения.

Требуется ли предварительное согласование в порядке, установленном Федеральным законом от Часть 4 статьи 6 Федерального закона от Вместе с тем, в соответствии с пунктом 23 Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от Установление контроля возможно в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на голосующие акции доли , составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение: Отличаются ли признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение"обычного стратега" , под контролем от признаков нахождения под контролем хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения"стратега - недропользователя"?

Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение контролируемое лицо , считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

Понятия, применяемые в настоящих Правилах, используются в значениях, указанных в Федеральном законе. Ходатайство о предварительном согласовании сделки или ходатайство о согласовании установления контроля далее - ходатайство , подаваемое в соответствии со статьей 8 Федерального закона, направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации далее - уполномоченный орган на имя его руководителя.

В заявлении о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля помимо сведений, предусмотренных статьей 8 Федерального закона, указываются существенные условия сделки, указанные в статье 7 Федерального закона, а также полный перечень лиц, которые в результате совершения сделки приобретают права по установлению контроля в отношении хозяйственного общества. Заявление о предварительном согласовании сделки или о согласовании установления контроля далее - заявление и прилагаемые к нему документы составляются на русском языке.

В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен. Документы представляются в прошитом виде и заверяются печатью лица, подающего ходатайство.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации 1. и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего.

Гарантии, льготы и преференции по обеспечению благоприятных условий для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями 1. Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан. Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляется справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.

Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, а также судебные решения, затрагивающие каким-либо образом интересы иностранных инвесторов, должны быть им доступны, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, — опубликованы. Акты законодательства, в том числе ведомственные нормативные акты, не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям.

В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

Федеральная антимонопольная служба

Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российские отрасли экономики, имеющие стратегическое значение Источник:: Коллектив авторов, Предприятия в таких стратегических для любой страны отраслях экономики как телекоммуникации, гидрометеорология, авиационная безопасность, производство оружия и многие другие, всегда привлекали к себе особое внимание иностранных инвесторов и, в тоже время, находились под особым покровительством государства. В целях защиты национальных интересов в большинстве стран в настоящее время существует специальное законодательство, регулирующее порядок осуществления иностранных инвестиций в отрасли экономики, имеющие значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации в течение долгого времени обсуждалась необходимость принятия нового закона, предусматривающего процедуры контроля за иностранными инвестициями в стратегические отрасли. Закон ФЗ устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, ограничения в части установления любого вида контроля иностранными инвесторами над такими обществами, а также правила и требования к заключению сделок иностранными инвесторами с акциями таких хозяйственных обществ и некоторых иных сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Закон ФЗ не единственный законодательный акт в сфере регулирования порядка осуществления иностранных инвестиций.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации . согласовать сделку/установление контроля с уполномоченным органом и осуществляющих пользование участком недр федерального значения).

Андрей Широкинский, юрист компании"Эрнст энд Янг". Одним из таких нормативных актов является Федеральный закон от 29 апреля г. ФЗ"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" далее - Закон об иностранных инвестициях , который недавно претерпел существенные изменения в части упрощения контроля со стороны ФАС России. Сложность при разработке и принятии Закона об иностранных инвестициях представляла необходимость соблюдения баланса государственных интересов и интересов бизнес-сообщества в условиях свободных рыночных отношений.

Данный Закон не содержит полного запрета на осуществление иностранными лицами или группами лиц, в состав которых входит иностранное лицо далее - иностранный инвестор , инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. Однако для совершения сделок, предполагающих установление контроля иностранного инвестора над такими хозяйственными обществами, документ предусматривает необходимость получения предварительного разрешения на их совершение, а для некоторых случаев - последующего согласования установления контроля.

Например, если иностранный инвестор получил контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в результате изменения соотношения голосов, приходящихся на принадлежащие иностранному инвестору акции такого хозяйственного общества. Закон об иностранных инвестициях определяет 42 вида деятельности, осуществление которых автоматически делает хозяйственное общество"обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Некоторые виды деятельности совершенно определенно имеют значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства такие, как разработка и производство вооружения и военной техники, разработка и производство боеприпасов и др. Однако при этом некоторые из них, например, шифрование информации, эксплуатация радиационных источников, как показала правоприменительная практика, часто используются для целей обеспечения повседневной коммерческой деятельности обычных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с действующими положениями Закона об иностранных инвестициях, если в отношении общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, какой-либо иностранный инвестор намеревается установить или устанавливает контроль, то подобные действия требуют согласования с уполномоченным государственным органом - Федеральной антимонопольной службой.

Вопросы и ответы

Настоящее Положение устанавливает последовательность действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на информирование председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации далее - Комиссия в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства о сделках, совершаемых иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ далее - сделки.

Понятия, применяемые в настоящем Положении, используются в значениях, указанных в Федеральном законе"О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Основаниями информирования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации далее - уполномоченный орган председателя Комиссии о сделках являются:

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории .. контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные . в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий.

Федеральный закон от 9 июля г. Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Действие статей 7 и 16 настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации 1.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций долей , составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства.

Установление контроля иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, определяется в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, осуществляющих контроль над заявителем, а также о признаках под их контролем организациями в федеральный орган исполнительной.

Постепенно удалось создать механизм, характеризующийся достаточным уровнем понятности и прозрачности. В то же время на практике все еще возникают вопросы, требующие решения на законодательном уровне. Последние значительные изменения в Федеральный закон от 29 апреля г. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на уточнение сферы действия закона и совершенствование процедур контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества.

Целью предлагаемых изменений прежде всего является дальнейшее упрощение механизма контроля, устранение излишних административных барьеров для иностранных инвесторов и создание благоприятного инвестиционного климата. Ко второму чтению данного законопроекта ФАС России подготовила ряд дополнительных предложений, которые пока не утверждены Правительством. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ведомства. Кроме того, предлагается признавать стратегическими все общества, осуществляющие радио- и телевещание, убрав действующее территориальное ограничение, и все общества, осуществляющие деятельность редакции и или издателя периодического печатного издания, убрав пороговое значение по объему тиража.

При этом законопроектом предусмотрено установление особенностей для процедуры контроля в отношении хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в сфере СМИ. Учитывая, что данный законопроект рассматривается уже достаточно долгое время и пока не принят в первом чтении, подробно останавливаться на предлагаемых изменениях мы не будем.

При этом в правоприменительной практике указывается, что в данном случае такой иностранный инвестор уже получал разрешение Правительственной комиссии на приобретение контроля в отношении стратегического хозяйственного общества, поэтому второй раз обращаться за согласованием не требуется. Случай, когда группа иностранного инвестора уже имеет контроль над стратегическим обществом, предлагается исключить.

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Предприятия с иностранной инвестицией могут создаваться со статусом юридического лица или на основе заключения договора контракта о совместной хозяйственной деятельности производственной кооперации, совместном производстве и др. Сфера деятельности Закона Действие настоящего Закона распространяется исключительно на иностранных инвесторов, предприятия с иностранными инвестициями на территории Крыма.

Виды иностранных инвестиций Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Крыма в виде: Запрет или ограничение указанных в настоящей статье видов иностранных инвестиций может осуществляться только в соответствии с законами Украины и Республики Крым. Формы осуществления иностранных инвестиций Иностранные инвесторы имеют право осуществлять все виды инвестиций, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, в следующих формах: Запрет или ограничение любых форм осуществления иностранных инвестиций может осуществляться только в соответствии с законами Украины в прямой и исключительной форме.

Контроль иностранных инвестиций которые не осуществляют представление в федеральный орган исполнительной власти, .. общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр.

Федерального закона от 21 марта г. Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Федерального закона от 3 февраля г. Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Действие статей 7 и 16 настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами особой экономической зоны абзац введен Федеральным законом от 22 июля г.

Мониторинг законодательства и судебной практики №44 (28 мая - 03 июня 2020)

Система государственного управления иностранными инвестициями в реальный сектор экономики России и вопросы ее совершенствования Введение к работе В настоящее время Россия переживает сложный период в своем развитии, о чем свидетельствуют следующие официальные данные. Степень износа основных фондов промышленных предприятий в г.

Бюджетные источники финансирования весьма малы, к тому же на государстве лежит обслуживание большого внешнего и внутреннего государственного долга. Масштабное инвестирование реального сектора экономики со стороны банков также представляется невозможным без дальнейшего укрепления и оздоровления банковской системы, что может произойти лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Кредиты международных финансовых организаций и правительств зарубежных стран за годы реформ были мало использованы для финансирования процессов реструктуризации и технического перевооружения реального сектора российской экономики, но существенно увеличили внешнюю задолженность страны, что ослабило дальнейшие возможности их использования.

по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции.

Положительный эффект от ПИИ[ править править код ] Важным положительным результатом привлечения прямых иностранных инвестиций для экономики страны-реципиента ПИИ может стать получение и последующее распространение более передовых технологий производства и управления. При реализации зарубежных проектов инвесторы, как правило[ источник не указан дней ], стараются использовать наиболее выгодное соотношение доступных им факторов производства, включая и технологии в виде патентов, лицензий,"ноу-хау".

В дальнейшем ввезенные технологии могут распространяться в экономике принимающей страны. В этой связи интересным является разделение путей влияния прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий в странах-реципиентах на прямые и опосредованные. Прямое непосредственное влияние прямых иностранных инвестиций на внедрение зарубежных технологий прежде всего может быть представлено импортом более совершенных технологий производства, импортом более совершенного оборудования, производством более совершенной продукции, импортом более совершенных технологий управления, в том числе управления продажами предприятием с участием иностранных инвестиций.

Степень позитивного либо отрицательного эффекта влияния привлечения ПИИ на внедрение зарубежных технологий в стране-реципиенте ПИИ во многом зависит от возможности местных производителей повышать уровень используемых ими технологий под влиянием работы предприятий с участием иностранных инвестиций, что зависит от уровня развития человеческого капитала в стране-реципиенте ПИИ. Также привлечение ПИИ для экономики страны-реципиента может привести к повышению темпов инновационного развития экономики, прежде всего в результате проведения НИОКР предприятием с участием иностранных инвестиций, и опосредованно - за счет эффекта конкуренции, когда национальные предприятия, конкурирующие с предприятиями с участием иностранных инвестиций, вынуждены усовершенствовать используемые технологии [8].

Отрицательный эффект от ПИИ[ править править код ] Зарубежный инвестор в принимающей стране — это чаще всего олигополист или монополист на каком-либо рынке, которые осуществляет ПИИ с целью удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком согласно выводам Стивена Хаймера [ ] [9]. Отрицательное воздействие ПИИ на принимающую экономику связано [1]: Конингса [11] , С. Хоэкмана [12] , с отсутствием положительных эффектов от трансферта технологий и снижением производительности в национальных компаниях: Хэррисона [14] , М.

Хэррисона [15] , которые приходят к выводу, что большинство компаний, инвестирующие в принимающей экономике, ориентированы не на снижение издержек производства и последующего экспорта продукции, а на завоевание местного рынка; согласно эмпирическому исследованию А.

Об иностранных инвестициях

Этот Закон определяет особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины, исходя из целей, принципов и положений законодательства Украины. Раздел Статья 1. Определение терминов, которые употребляются в Законе Термины, которые употребляются в этом Законе, имеют такое значение:

Контроль за волеизъявлением избирателей запрещается. Статья Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран .. фонды со стороны: иностранных государств, организаций и граждан; счета организаций и лиц, осуществляющих пожертвования и перечисления.

Оценка вложений в уставный капитал коммерческой организаций с иностранными инвестициями производится в соответствии а с законодательством страны учреждения инвестора б с законодательством РФ г с научными подходами к оценке различных объектов Может ли иностранный инвестор передать права или уступить требования иностранному государственному органу а нет в да, когда последним осуществлен платеж по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций В каких случаях иностранный инвестор может требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества а при конфискации б при национализации в при реквизиции Если законодательными актами РФ введены изменения, увеличивающие налоговую нагрузку на деятельность иностранного инвестора, то в отношении последнего они не применяются в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта Имеет ли право иностранный инвестор на свободное использование на территории РФ денежных сумм, полученных при отчуждении исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности а да б да, если это не затрагивает интересы других лиц в нет Гарантия прав иностранным инвесторам на беспрепятственный вывоз какой информации предоставляется в РФ а информации в документальной форме б информации в форме записи на электронных носителях в информации, ввезенной в качестве инвестиций г информации, сформированной в период деятельности на территории РФ Может ли в РФ иностранный инвестор приобретать право собственности на государственное имущество а да б да, в случае его приватизации в нет Может ли в РФ коммерческая организация с иностранными инвестициями приобрести право аренды земельного участка а да

Начальник управления контроля иностранных инвестиций Армен Ханян об итогах 2013 года

Узнай, как мусор в голове мешает людям больше зарабатывать, и что сделать, чтобы избавиться от него полностью. Нажми тут чтобы прочитать!